Культура

В поисках радости

В Петербурге завершился XIV Международный «Брянцевский фестиваль» детских театральных коллективов. В этом году он был посвящен 130-летию со дня рождения основателя ТЮЗа –  педагога, артиста, режиссера народного артиста СССР А.А.Брянцева. О том, как на протяжении полтора десятков лет развивался фестиваль, рассказывает бессменный глава жюри театрального форума народный артист России Николай Иванов.

- Николай Николаевич, вы работаете на Брянцевском фестивале со дня его основания. Чем, на ваш взгляд, отличается нынешний форум от прежних?

- Прежде всего, он стал гораздо более выстроенным и профессиональным. В первые годы нам предлагали в конкурс едва ли не семейные праздники, ну а теперь его участники нацелены именно на драматическое существование. Это касается даже работ совсем коротеньких в исполнении детей младшего возраста, в которых все равно есть драматургия. По общей картине, руководители коллективов-участников всерьез думают о том, чтобы приобщить детей, подростков и юношей к искусству, которое являет собой рассказ об истории человека с глубоким ее проживанием.

- За 14 лет существенно изменился мир вокруг нас, изменился зритель. А какие новые черты вы отмечаете в молодых исполнителях, которые принимают участие в театральном соревновании?

- Я замечаю порой совершенно замечательные перемены. Часто ребята уже в возрасте 9-10 лет бывают очень содержательными и на своем уровне проявляют хорошее умение в передаче драматического материала. Они немного раньше своих сверстников прежних лет стали проникать в суть театрального ремесла. Видно, что для своего возраста они уже много чего успели прочесть и узнать.

- Вы это связываете с особенностями нашей эпохи тотальной информированности или все-таки с новым качеством работы руководителей театральных коллективов?

- На примере постоянных участников нашего фестиваля, которых насчитывается уже до полутора десятков, можно говорить именно о пользе обмена творческой энергией  и театральным опытом, возникающего на  форуме. Надеюсь, что и жюри небесполезно существует все эти годы: хочется верить, что наши советы и рекомендации находят некоторый отклик в сердцах руководителей коллективов и их участников. А палитра вкусовых пристрастий получается довольно широкой, поскольку в жюри представлены все поколения ТЮЗа – от признанных мастеров до молодежи. Например, самый молодой член жюри – артист Никита Остриков, который работает в театре всего три года. Кстати, он и сам когда-то был юным участником Брянцевского фестиваля.

- А как в этом году шла работа на этапе отбора?

- Как председатель жюри я отсмотрел кроме сугубо питерских работ и плоды творчества наших иногородних и зарубежных участников – всего около 80 постановок. В этом году много было работ, не превышающих по продолжительности получаса, но при этом очень содержательных и изящно сделанных. Так что мы к своей радости смогли отобрать для показа на Малой сцене ТЮЗа около 20 постановок, которые практически в режиме нон-стоп смогли посмотреть петербургские зрители. На репетиции времени почти не было, так что ребята выходили на игровое поле практически «с листа», что требует уже некоторого профессионализма и выдержки.

- На будущий год Брянцевский фестиваль отметит 15-летний юбилей,  с какими итогами вы идете к этой дате?

- Мне кажется, что фестиваль сумел стать заметным и небесполезным явлением на театральной карте не только Петербурга, но и всей России. Он охватывает собой самые разные театральные коллективы – от обычного  школьного класса, задумавшего инсценировать какое-то литературное произведение, до домов творчества юных, где существует свой творческий отбор. В подростковых клубах ситуация иная: там работают с трудными ребятами, и в этом тоже есть своя специфика. Приезжают к нам и театральные коллективы из интернатов, где дети не только учатся, но и живут. А все вместе они составляют огромную армию ребят, приобщенных таким образом к театральному делу. Все они – совершенно замечательные люди, которые ничего общего не имеют к той бездуховной массе молодежи, рассказами о которой нас бесконечно пугают масс-медиа. Возможно, став взрослыми, нынешние юные артисты не будут заниматься театром профессионально, но та прививка творчества, которую они получили в детстве, навсегда сделает их жизнь богаче и ярче, не позволит скатиться в пошлость и даст твердые духовные ориентиры. Так что задача фестиваля – в конечном счете воспитать новое поколение России, ну и попутно – вырастить хорошую смену профессионалам театра.

- Некорректно спрашивать председателя жюри о фаворитах этого года, но скажите хотя бы в общих чертах о ваших художественных предпочтениях.

- Назову лучше руководителей театральных коллективов, которые можно назвать стабильно успешными по итогам последних фестивалей. Это Евгений Сухоненков, который руководит театральным коллективом из поселка Металлострой; Алла Белоусова – руководитель театра-студии «Александрино», Александр Семенов, который работает с ребятами из интерната № 51 Центрального района Санкт-Петербурга. Интересные постановки делает театр «Творильня» школы №30 из Ижевска, очень перспективным показался нам юный исполнитель  роли Пуделя Константин Гвоздков в инсценировке рассказа Куприна «Собачья жизнь». Вообще, фестиваль дарит нам бесконечную череду радостных открытий, которые, надеюсь, в конечном счете, обернутся на пользу нашему зрителю.

справка
Гран-при фестиваля были удостоены постановки "Гоголь-этюд" (Образцовый театр-студия "Александрино" ЦБС Кировского района);  "Правда, мы будем всегда?" (Детско-юношеский театр "Горизонт" ЦКиО "Иманта" г. Рига, Латвия); "Вначале была сказка" (Театральная студия "Понарошка" Школа-интернат № 51 Центрального района).
Специальный приз в номинации "За сценическое воплощение идей гуманизма" получил спектакль "P.S. Беслан" (Тбилисский юношеский центр грузинского фольклора, г. Тбилиси, Грузия): спецприза жюри за педагогическую работу в коллективе удостоены: театр-студия современного танца "Шаги", ПМЦ "Московский" ПМК "Звёздный" (Елена Васильева и Злата Колчина); театральная студия "Балагуры" ЦВР Калининского района (Ирина Шейкина).

Вернуться в раздел Образование
well, this is our captcha image